Особенности эксплуатации сварочных агрегатов обусловлены тем, что они могут применяться в отдаленных местах, где нет электроэнергии и мастерских для их ремонта, с перевозкой в эти места. Поэтому они должны быть постоянно готовыми к работе и надежными в эксплуатации.
Сварочный агрегат должен быть закреплен за грамотным сварщиком, который должен знать не только свою специальность, но и устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания и генераторов, основы электротехники и безопасности при работе.
Готовность к работе и надежность сварочных агрегатов можно обеспечить их правильным техническим обслуживанием, правильной подготовкой к работе и умением быстро устранять возможные неисправности.
Техническое обслуживание сварочных агрегатов
Техническое обслуживание сварочного агрегата нужно производить ежедневно в период его работы и периодически через каждые 100…200 ч работы, но не реже одного раза в месяц.
Ежедневно необходимо производить внешний осмотр агрегата и устранять случайные повреждения: проверять крепление двигателя, генератора и других узлов, состояние соединительной муфты, крепление аккумуляторной батареи, плотность затягивания зажимов токоведущих частей и отсутствие их нагрева; если есть нагрев провода с наконечником, то наконечник нужно менять, а при отсутствии запасного наконечника или возможности его заменить нужно присоединить конец провода без наконечника.
Необходимо проверять натяжение ремней передач в двигателе, заземление агрегата, если не планируется его перевозка, производить пробный пуск агрегата, чтобы убедиться в отсутствии посторонних шумов и стуков, проверять показания приборов и контрольных ламп на пульте управления.
При давлении масла ниже 0,1 МПа и температуре воды выше 105 °С необходимо немедленно остановить двигатель, найти и устранить причины повышения температуры воды.
Необходимо проверять состояние и наличие смазки в камерах шарикоподшипников, если они не закрытого типа. Смазку таких шарикоподшипников необходимо менять через 500…600 ч работы, но не реже чем через полгода.
Для замены смазки в подшипниках генератора необходимо снять крышки подшипников на щитах, удалить загрязненную смазку, промыть подшипники бензином и заполнить смазкой гнезда подшипников на 1/2… 1/3 свободного объема. Рекомендуется применять консистентную смазку ЦИАТИМ-203, жировую смазку 1-13 или другие им подобные.
В двигателях после каждых 100…200 ч работы двигателя необходимо производить спуск конденсата из масляных фильтров, промывку воздушного фильтра и смену масла в нем. Масло в двигателе полностью заменяют через 500…600 ч его работы.
Сопротивление изоляции генератора необходимо измерять после длительных перерывов в работе, при устранении его неисправностей, при капитальном и текущем ремонтах. При этом сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.
Генератор рекомендуется периодически продувать струей сжатого воздуха и протирать тряпкой, так как пыль, попадая в зазоры изоляции, может вызвать снижение величины ее сопротивления.
Особо необходимо следить за состоянием коллектора генератора. При правильной работе коллектор не должен иметь следов нагара, а коричневый с синеватым отливом цвет коллектора свидетельствует о его нормальной работе. Коллектор при таком состоянии требует систематического удаления пыли чистой тряпкой, смоченной в бензине. Не опасно мелкое искрение щеток, не оставляющее следов нагара.
При появлении на коллекторе нагара необходимо выяснить и устранить его причину, коллектор прошлифовать мелкой стеклянной бумагой, натянутой на деревянную колодку цилиндрической формы.
Запрещается шлифовать коллектор генератора наждачной бумагой. Выступающая слюда между пластинами коллектора вызывает шум и искрение щеток, поэтому выступающую слюду нужно счищать специальной пилкой на глубину до 1 мм. После этого нужно убрать заусенцы с краев пластин коллектора мелким трехгранным напильником и прошлифовать коллектор при его вращении при поднятых щетках.
Щеточный механизм генератора требует постоянного наблюдения. Щетки должны соответствовать паспорту генератора. Запрещается применение щеток разных сортов на одной машине, особенно в одном ряду.
Изношенные и поврежденные щетки заменяются новыми, при этом новая щетка притирается полоской мелкой стеклянной бумаги, подложенной под щетку стеклом к щетке, до тех пор, пока поверхность щетки не будет полностью облегать коллектор.
Притирку щеток производят при нормальном нажатии пружины щеткодержателя. После притирки коллектор обдувают воздухом, обтирают пыль и дают возможность генератору поработать на холостом ходу для окончательной подгонки щеток. Должны быть выровнены все щетки одного пальца и свободно передвигаться в обойме, выступая из нее на 2…3 см в направлении коллектора.
При уходе за двигателем и аккумуляторной батареей необходимо ежедневно очищать их от пыли и грязи, при необходимости доливать масло в картер двигателя, топливо в топливный бак и воду или антифриз в радиатор. Необходимо проверять степень разрядки аккумуляторной батареи.
После 500…600 ч работы агрегата проверяют и подтягивают детали систем питания, охлаждения, смазки, зажигания и пуска двигателя, зазоры между кольцами и канавками в поршне, работу двигателя при малых оборотах холостого хода, правильность установки момента зажигания и легкость пуска, пропускную способность жиклеров и регулировку уровня топлива в поплавковой камере (карбюраторные двигатели), проверяют и регулируют топливный насос и форсунки (дизели), проверяют генератор и реле-регулятор, стартер и свечи зажигания.
Необходимо следить за состоянием уплотнений, не допуская течи масла, топлива и воды.
Герметичность системы питания дизеля проверяют ежедневно на работающем двигателе при оборотах холостого хода путем определения наличия воздуха в системе, при этом нужно слегка отвернуть пробку на крышке фильтра тонкой очистки. Если из-под пробки будет вытекать пена или топливо с пузырьками воздуха, то в системе имеется воздух, и необходимо устранить неплотности в топливопроводе.
Если манометр на топливопроводе показывает давление ниже 0,04 МПа, то необходимо промыть фильтры и заменить элементы фильтра тонкой очистки.
Недопустима работа двигателя с дымным выхлопом, при этом черный дым свидетельствует о перегрузке двигателя или его неисправности.
Подготовка агрегатов к работе
Перед работой агрегат устанавливают на ровной горизонтальной площадке, предотвращают возможность его перемещения, подтягивают крепления всех узлов, проверяют состояние щеток и коллектора генератора, натяжение ремней передач. Натяжение ремней должно быть таким, чтобы при нажатии пальцами на ремень между шкивами генератора и вентилятора прогиб ремня составлял не более 10…15 мм, а между шкивами вентилятора и регулятора оборотов — не более 10…12 мм.
Агрегат заземляют с помощью болта «земля» на корпусе генератора и присоединяют сварочные провода.
Уровень топлива проверяют мерной линейкой, укрепленной на пробке топливного бака, и при необходимости доливают топливо.
Смазочное масло заливают через заливное отверстие в картере двигателя до верхней отметки масломерного щупа при помощи воронки.
Заливают водой систему водяного охлаждения двигателя. Если есть вероятность работы агрегата при отрицательных температурах, то нужно применять антифриз в системе охлаждения двигателя.
Проверяется сопротивление изоляции генератора с помощью мегаомметра, и при его величине менее 0,5 МОм необходимо просушить генератор в сухом теплом помещении.
Сушку генератора при отсутствии влаги на его обмотках можно также производить пуском его в режиме короткого замыкания, при этом температура частей генератора должна быть не более 90 °С.
Перед пуском генератора необходимо установить регулятор тока в положение минимального тока. По окончании пуска генератора устанавливают нужный сварочный ток и приступают к сварке.
При возбуждении генератора от остаточного магнетизма он может не возбуждаться после пуска. В таком случае можно закоротить электродом сварочную цепь на 1…3с и резко оторвать электрод. Генератор должен возбудиться при многократном повторении этой операции. При отсутствии возбуждения операцию можно повторить при выведенном реостате в цепи возбуждения.
При отсутствии возбуждения и в этом случае можно кратковременно присоединить посторонний источник постоянного тока напряжением не выше 12 В к обмотке возбуждения (зажим «+» источника присоединить к радиаторам диодов, а зажим «-» — к выводу среднего диода цепи возбуждения).
Пуск двигателя агрегата при разных температурах внешней среды производят согласно инструкции по эксплуатации сварочного агрегата.





